- Леонид Абрамович, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Я родился в 1958 году в Челябинске, в семье учителей, эвакуированных с Украины. Окончил среднюю школу и в 1975 году поступил в Челябинский пединститут на филфак. В школьные годы ходил в разные литобъединения, в том числе «Алые паруса» при Дворце пионеров им. Крупской, где ещё застал Лидию Александровну Преображенскую. В институтские же времена посещал объединение при ДК ЧТЗ, которым руководил Ефим Ховив.

Постоянно писал стихи и рассказы, нередко печатался в «Вечернем Челябинске» и газете ЧГПИ «Молодой учитель». В 1979 году, окончив институт, отслужил в армии, в зенитно-ракетных войсках, после чего более десяти лет преподавал русский язык и литературу в челябинских школах.

Но чем больше проходило лет, тем больше росло во мне ощущение непростительной ошибки, которую я совершаю. По мере того, как разваливалось вокруг меня всё, к чему я привык с детских лет, я всё чаще говорил детям то, во что не верил. Я не хотел всем этим заниматься — и менял школу за школой. Одиннадцать лет писал диссертацию по советской сатире, можно было, по словам моего руководителя, профессора Лазарева, становиться в очередь на защиту — всё бросил.

И вот в тридцать пять лет, будучи отцом семейства, я оказался без профессии. Перебивался случайными заработками, был «челноком», стал возить в Москву челябинские сувениры. Нередко приходила горькая мысль, что уральский камень добрее и щедрее людей...

Но я посмотрел мир! В частности, московский литературный мир — я ведь продолжал писать. Литературная среда, однако, вызвала во мне ещё большее неприятие, чем школьная. Я чувствовал себя в моральном тупике, отчаяние росло, хотя семью я кормил и даже печатался — в «Октябре», «Литучёбе», «Дружбе народов». К счастью, нашёлся добрый человек — директор челябинского издательства «Фрегат» Александр Кожейкин, взял меня главным редактором. Он издал мой первый и единственный поэтический сборник «Под вежливым присмотром облаков» (1999), благодаря которому меня приняли в Москве в Союз российских писателей. У Кожейкина я и работал до 2002 года, когда решил стать профессиональным писателем. Именно тогда мои романтические пристрастия вызвали у меня растущий интерес к немецкой культуре, вследствие чего я всё больше времени стал проводить в Германии.

- И традиционный вопрос, ваши творческие планы. Изменится ли что-то в вашей жизни в связи с получением премии, насколько это значимо для вас?

- Я пишу вторую часть «Акселя и Кри», надеюсь довести до конца всю эпопею. Когда автор знает, что пишет «не в стол», он смотрит на мир совсем другими глазами.

 

 

Наталья Окорокова