- Кто ваши любимые писатели? Можно ли сказать, что чье-то творчество вас вдохновляет на создание собственных произведений?
- Моей самой любимой писательницей однозначно является Джоан Роулинг. Но принимаю я её вовсе не без оговорок. Добрые герои у неё неизменно гибнут, а злые выходят из переделок без единой царапины. Преувеличивать силу Зла не менее вредно, чем недооценивать.
Кроме того, своими учителями я считаю также Гофмана и Михаила Булгакова. Библейские главы «Мастера и Маргариты» — вот высший образец для всех нас, особенно для детских писателей. Только так и надо писать для детей — красиво, зрелищно, глубоко, и ни в коем случае не опускать планку ниже: мол, сопляки всё проглотят, а я подзаработаю.
Но есть авторы, которые, как мне кажется, на меня не влияют, и тем не менее много для меня значат. Например, Робер Мерль, чьи романы «Мальвиль» и «Остров» я, если бы мог, просто ввёл бы для обязательного изучения во всех школах мира, потеснив в программах многоуважаемую многонациональную чушь. Достаточно этих двух вещей, чтоб инопланетянин, прочитав их, знал о нас всё, что стоит знать. Или такой блестящий фантаст, как Джон Уиндэм, у которого я очень люблю повесть «Чокки» — о дружбе мальчика с космическим пришельцем...
Есть, конечно, и более стародавние вещи. Огромное влияние оказал на меня ещё в юности роман ирландского писателя ХIХ века Чарльза Роберта Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», который ещё Пушкин называл гениальным, и по которому учился психологизму Достоевский. По редкостной красоте живописи он не уступает «Мастеру и Маргарите», а нередко и превосходит его. Но бывает, что я отдаю должное таланту автора, а любить его не могу: мне кажется, он лишён того гуманизма, который якобы проповедует («Имя розы» Умберто Эко, «Парфюмер» Зюскинда и др.)
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в детской литературе? Есть ли необходимость в проведении конкурсов, подобных "Заветной мечте", или, как говорят иногда критики, это "конкурс литераторов для самих себя"?
- Ситуация в литературе не может не отражать ситуацию в стране. В век деморализации, когда всё решают деньги, надо завоёвывать доверие наших детей прежде всего не книгами, а личным примером. Только тогда дети поверят в наши книги, какие бы соловьиные трели мы в них ни пускали. Каждый думающий ребёнок (и даже не думающий) — это национальная драгоценность, ни одного нельзя упустить!
Талантливых авторов всегда хватает, но без «поддержки повседневностью» если и будет пользоваться спросом какое-то чтение, то только уводящее от реальности в мир мечты. Разве «Гарри Поттер» — это ситуация в английской литературе? Нет, это ситуация в Англии, во всём человечестве, от которого дети не знают, куда сбежать! Только в Хогвартс. А конкурсы проводить нужно, но чтобы они действительно помогали обнаружить достойных! Мне вот «Заветная мечта» помогла, и без всякого «блата». Думаю, и от меня отдача будет.